Кензо Такада помог вывести Азию на карту мировой моды

Японский дизайнер процветал в Париже и предпочитал принты с джунглями и свободные силуэты.

До Kenzo многим в мире моды было трудно представить азиатского дизайнера на вершине парижской высокой моды. После Kenzo азиатские таланты, черпающие вдохновение из Востока и не только, изменили отрасль.

Кензо Такада, уроженец Японии, скончавшийся 4 октября недалеко от Парижа в возрасте 81 года, привнес в современную одежду вместительность и квадратность кимоно, а также смелые цветочные узоры и принты в виде джунглей. Его модели иногда танцевали на подиуме. «Моей общей темой было «освободить тело от одежды », – написал г-н Такада в серии автобиографических эссе для газеты Nikkei, опубликованных в декабре 2016 года и позже переведенных на английский язык. «Вместо того, чтобы плотно сжимать тело, я хотел делать одежду, которая ориентирована на удобство носки свободного силуэта».

Он был известен тем, что выводил на подиум самые разные модели задолго до того, как это стало обычным делом, и представлял готовые модели на показах мод. К моменту смерти от осложнения Covid-19, болезни, вызванной новым коронавирусом, он прожил в Париже 56 лет. Мэр города Анна Идальго оплакивала его, называя сыном Парижа. Среди его многочисленных наград он стал рыцарем Почетного легиона Франции в 2016 году.

Г-н Такада родился 27 февраля 1939 года в Химедзи, недалеко от Кобе на западе Японии. Его родители управляли заведением, где женщины развлекали гостей, играя на классических японских инструментах, таких как трехструнный сямисэн. Пятый из семи детей, он находился под влиянием двух своих старших сестер и вдохновлялся заниматься искусством, читая их журналы.

Поступив в университет в Кобе, он увидел рекламу колледжа моды Бунка в Токио, в котором говорилось, что колледж будет открыт для мужчин. Он сделал шаг и присоединился к классу будущих звезд моды, среди которых был и Джунко Кошино. Они были в группе друзей, которые соревновались друг с другом за дизайнерские призы и проводили вместе долгие часы в джаз-клубах, театрах и барах.

Работая дизайнером в токийском районе Гиндза, он запланировал шестимесячную поездку в Париж. Учитель посоветовал ему увидеть мир на своем пути, поэтому в 1964 году он отправился на пассажирском судне из Токио с заходами в порты Гонконга, Хошимина, Сингапура, Коломбо, Мумбаи, Джибути, Александрии, Барселоны и Марселя. Это посеяло семена для идей, которые прорастут на протяжении всей его карьеры – в Париже, потому что он больше никогда не возвращался к работе в Гиндзе.

Сначала господин Такада продавал свои эскизы французским домам моды и журналам. К 1970 году у него был собственный бутик в Galerie Vivienne недалеко от Лувра. В названии лейбла было слово, обозначающее японцев, что в США считается оскорблением, но г-н Такада сказал, что не воспринимал всерьез эту проблему, пока дебют его коллекции в Нью-Йорке в 1972 году не поднялся. Решение оказалось простым: в 1976 году, когда он открыл свой флагманский магазин на площади Победы, он назвал свою моду в честь себя. Родился бренд Kenzo, которому суждено было пережить своего создателя.

В 1980-х годах бизнес вырос, выпустив линию мужской одежды и парфюмерию. Г-н Такада жил со своим партнером, Ксавье де Кастелла, с которым он познакомился на вечеринке по случаю дня рождения Паломы Пикассо. В своих автобиографических эссе г-н Такада писал, что его партнер был богатым человеком благородного происхождения с внешностью Клинта Иствуда. Пара разделяла страсть к путешествиям и архитектуре.

По его собственной оценке, господин Такада был менее опытным бизнесменом, чем дизайнером. На протяжении многих лет у него были трения с менеджерами, и в начале 1990-х годов наступил кризис. Г-н де Кастелла умер в 1990 году, а партнер по дизайну Ацуко Кондо перенес инсульт в 1991 году. Два года спустя LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton приобрела бренд Kenzo примерно за 80 миллионов долларов. В 1999 году он ушел из бренда. «Мое разбитое сердце не зажило. Моя мечта тоже исчезла », – написал г-н Такада.

В конце концов он занялся новыми проектами. Он проектировал оперные костюмы и японскую форму для Олимпийских игр 2004 года в Афинах. Существовала линейка товаров для дома, включая столовые приборы и стулья.

Чихиро Масуи, кулинарный писатель, соавтор книги о дизайнерском путешествии г-на Такады, вспоминает, как в 2018 году поужинал с дизайнером в Le Clarence в Париже. «Я действительно хочу снова влюбиться», – вспомнила она его слова. «Ксавье… это было так давно, и я хочу, чтобы мое сердце снова забилось». «Это было очень трогательно и грустно одновременно», – сказала г-жа Масуи.

Г-н Такада оставался здоровым для своего возраста, занимался йогой и принимал меры предосторожности во время пандемии коронавируса. Даже после того, как он заболел Covid-19 в середине сентября, друзья сказали, что они слышали, что он на пути к выздоровлению. Затем его состояние внезапно ухудшилось, и он скончался в американском госпитале Neuilly-sur-Seine в Париже.

«Мои друзья в Париже очень сожалеют, что не смогли даже пойти в больницу, чтобы увидеть его», – сказал Нориюки Асано, токийский продюсер, который руководил многими показами мод г-на Такада по всему миру с 1970-х годов. В Токио, сказал г-н Асано, «мы скучаем по нему, и даже если будут похороны, мы не сможем поехать».

У г-на Такада остались две его сестры и двое из четырех его братьев.

Источник: wsj.com