Летом 2015 года 29-летний принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман организовал на частном острове Велаа, роскошном мальдивском курорте, вечеринку, посвященную его восхождению к роскоши, деньгам и власти.
Первыми прибыли модели – около 150 женщин из Бразилии, России и других стран. По прибытии каждую женщину отвезли в гольф-каре в клинику, проверили на венерические заболевания и поселили на частной вилле. Женщины должны были провести большую часть месяца со своими хозяевами, несколькими дюжинами друзей принца, на вечеринке, посвященной его восхождению.
Принц Мухаммед упорно трудился в течение года, перехитряя соперников и облегчая путь своему семидесятилетнему отцу Салману, чтобы занять саудовский трон. После того, как Салман принял корону в начале 2015 года, он передал чрезвычайные полномочия Мухаммеду, который укрепил контроль над военными и службами безопасности и начал разрушать сонность нефтяной экономики королевства.
К тому июлю Мохаммед захотел отдохнуть. Его одержимая свита забронировала весь курорт Велаа на месяц, по словам людей, знакомых с этой поездкой, за 50 миллионов долларов. Сотрудникам было запрещено приносить с собой мобильные телефоны с камерами. Выступали американский рэпер Питбуль и южнокорейская поп-звезда Psy.
В это же время молодой принц купил “Серен” – 439-футовую яхту, арендованную Биллом Гейтсом годом ранее, за 429 миллионов евро, а также замок близ Версаля с фонтанами и рвом более чем за 300 миллионов долларов.
В течение последующих нескольких лет принц Мухаммед обуздает печально известную религиозную полицию Саудовской Аравии, расширит права саудовских женщин, ввяжется в войну в Йемене. Его силы безопасности также убьют журналиста Джамаля Хашогги в Стамбуле (хотя принц Мухаммед сказал, что он не отдавал приказа об убийстве). Теперь, когда 84-летний король Королевства Салман страдает от проблем со здоровьем, понимание возрастания роли молодого принца становится все более важным для оценки направления, которое может принять Саудовская Аравия, если принц Мухаммед станет королем Мухаммедом.
Показные траты саудовского наследника престола и сосредоточенность на богатстве выросли из семейной тайны. На протяжении большей части жизни принца Мухаммеда его ветвь семьи была далеко не так богата, как другие. Будучи старшим принцем, его отец Салман получал огромную ежемесячную стипендию, но тратил ее на содержание своих дворцов, оплату прислуги и щедрые пожертвования.
15-летнего Мухаммеда словно ударило, когда двоюродный брат сказал ему, что Салман не накопил того, что у саудовских королевских особ считается серьезным состоянием. Хуже того, Салман был в неоплатном долгу. Друзья семьи были шокированы в первом десятилетии 2000-х, когда по Парижу распространился слух, что подрядчикам и сотрудникам Салмана не платили уже полгода. Вместо того чтобы полагаться на благосклонность того, кто был королем, принц Мухаммед решил стать семейным бизнесменом.
Когда ему исполнилось 16, Мохаммед уже смог собрать около 100 000 долларов после продажи золотых и роскошных часов, которые ему подарили. Это стало его стартовым капиталом. Но вскоре он был потерян. После окончания университета Мохаммед решил уехать за границу и заняться банковским делом, телекоммуникациями или недвижимостью. Он не ожидал реальной политической власти в Эр-Рияде: как младший сын с малыми шансами стать королем, Мухаммед имел мало надежды приблизиться к трону.
Иногда по вечерам принц Мухаммед брал друзей с собой в Саудовскую пустыню, где они ставили палатки и разводили костер. Он говорил о своих планах стать миллиардером, как Стив Джобс и Билл Гейтс. Он также с растущим разочарованием говорил о саудовской молодежи. ” Мы те, кто может решить будущее нашего поколения”, – сказал он однажды вечером, вспоминает один из присутствующих. “Если мы не вмешаемся, кто еще это сделает?”
Принц Мохаммед сосредоточился на создании состояния, создании компаний и приобретении долей в других компаниях. В 2008 году через посредников, он уговорил Verizon, чтобы принести волоконно-оптическую инфраструктуру в Саудовскую Аравию. В результате сделки Verizon получила миноритарную долю в совместном предприятии, крупнейшим партнером которого была одна из многочисленных фирм принца Мухаммеда.
Юридический отдел Verizon тогда возглавлял Уильям Барр, ныне генеральный прокурор США. Эта сделка помогла принцу Мухаммеду укрепить свое положение дома. «Мой сын заработал миллионы для семьи, – хвастался Салман одному посетителю после того, как сделка была закрыта, – но никуда не ушел». Но у принца Мохаммеда не было еще опыта для реализации проекта и вскоре Verizon ушел.
Биржевые торги принца Мухаммеда также попали в зону турбулентности. В 2013 году регуляторы обнаружили подозрительные торговые схемы, связанные со счетами, принадлежащими ему и другим принцам. Главный фондовый регулятор Саудовской Аравии в то время, Мохаммед аль-Шейх, провел расследование и установил, что трейдер, действующий от имени принца Мухаммеда, был замечен в подозрительной торговле. Этот инцидент привел короля Абдаллу в ярость, и принц Мухаммед был отстранен от государственных дел.
Но это будет временно. Даже в те дни, когда принц Мухаммед зарабатывал деньги, он тщательно изучал, как получить -или, если необходимо, вернуть – статус при королевском дворе. Он знал, как сделать себя полезным таким могущественным старикам, как король Абдалла, выполняя задания, слишком неприятные для других принцев, например, выселить вдову бывшего короля из дворца, который она отказывалась покидать.
Когда Салман занял трон, идеи принца Мухаммеда внезапно стали для него самым главным приоритетом. На следующий день после похорон Абдуллы Мухаммед возглавил королевский двор. В 4 часа утра он созвал чиновников и бизнесменов на встречу, которая должна была состояться позже. Принц Мохаммед спросил их, не рискованно ли изменить состав саудовского правительства, избавившись от правительственных комитетов Абдаллы. Некоторые советовали двигаться неспеша, чтобы контролировать возможные непредвиденные последствия. «Чепуха, – ответил принц Мухаммед, – Если это правильно, то мы сделаем это сегодня».
В течение недели принц Мухаммед был поставлен во главе экономики и военных сил королевства. Он окружил себя новыми советниками, некоторые из которых не имели никакого правительственного опыта, и поощрял их споры с ним по ночам о политических идеях. Он возвысил Мохаммеда аль-Шейха – человека, который расследовал его деятельность в качестве старшего экономического советника в 2013 году за инсайдерскую торговлю.
Вскоре после этого принц Мухаммед получит контроль над государственной нефтедобывающей компанией Saudi Aramco,самой прибыльной в мире. Имея в своем распоряжении эти деньги, он приступит к работе по превращению умирающего суверенного фонда Королевства в самого влиятельного инвестора в Кремниевой долине. Подросток, одержимый созданием собственного состояния и подражанием Стиву Джобсу, теперь контролировал больше денег, чем знал, что с ними делать.
Источник: wsj.com